Советы

Длинная жизнь АКБ

shop

С приходом первых морозов начались и первые проблемы с зимним пуском автомобиля. Как предотвратить неприятные ситуации и продлить жизнь аккумуляторной батареи, расскажет директор сети магазинов «Тандем СК» Евгений Леонидович Кутелев. Беседовал Алексей Новиков

– Какой средний срок службы аккумуляторной батареи?
– Как правило, АКБ служит около двух лет при пробеге автомобиля 75–85 тысяч километров. После 100 тысяч батарея также может считаться выработавшей свой ресурс. Тем не менее при исправном электрооборудовании автомобиля и должном уходе за аккумулятором он может служить годами.

– Что же для этого нужно делать?
– Регулярно проверять степень заряженности батареи, а также плотность и уровень электролита. Нормальное напряжение полностью заряженного аккумулятора составляет 12,7 вольт. Если напряжение на клеммах АКБ меньше 12,5 вольта, следует подзарядить батарею стационарным зарядным устройством. Ни в коем случае нельзя допускать падения напряжения ниже 10,5 вольта, потому что в этом случае происходит разрушение активной массы пластин АКБ, что неминуемо ведет к уменьшению емкости батареи и сокращению ее срока службы. Плотность электролита полностью заряженной батареи – 1,28 г/см3 ±0,01. Уровень электролита должен быть на 10–15 мм выше уровня пластин АКБ. Если это не так, следует долить дистиллированную воду. Ни в коем случае не доливайте в АКБ электролит! Это может привести к ее быстрому выходу из строя.

Какие приборы необходимы автолюбителю для самостоятельного контроля этих параметров? На многих аккумуляторах установлен индикатор степени заряженности, так называемый «глазок». Как им пользоваться, можно прочитать в инструкции к АКБ. Показаниям «глазка» не всегда можно доверять, потому как он отображает параметры только одной банки АКБ. Для точного измерения степени заряженности батареи вы можете использовать многофункциональный прибор – мультиметр, установив на нем режим измерения напряжения в пределах 20 вольт. Плотность электролита замеряют ареометром. Прибор недорогой, в  магазинах сети «Тандем СК» он стоит порядка 80 рублей. Что касается уровня электролита – на многих АКБ на боковые стенки корпуса нанесены специальные риски для его проверки. Но лучше это сделать с помощью того же ареометра. 

– Что еще можно добавить по поводу ухода за АКБ?
– Предыдущие советы относились к контролю параметров АКБ, но не следует забывать, что аккумуляторная батарея – это электроприбор, который также требует внешнего ухода. Например, в случае обнаружения на клеммах следов окисления, так называемой «шубы», их нужно тщательно зачистить. Кроме того, следует контролировать и очищать от грязи вентиляционные отверстия батареи. Как правило, они расположены с торца крышки или непосредственно в самих пробках батареи.

– Евгений, впереди новогодние праздники, многие мурманчане уедут из города на каникулы. Как поступить с аккумуляторной батареей, оставленной на морозе на длительный срок?
– Во-первых, следует убедиться в том, что она полностью заряжена. Если требуется, необходимо дозарядить ее. Во-вторых, нужно обязательно снять провод с минусовой клеммы АКБ. Дело в том, что источники потребления электроэнергии в автомобиле, например сигнализация, могут довести батарею до состояния глубокого разряда. В этом случае плотность электролита в батарее становится крайне низкой и дистиллат в электролите превратится в лед! Аккумулятор будет разрушен изнутри и навряд ли останется пригодным для дальнейшей эксплуатации. Мы нередко сталкиваемся со случаями, когда замороженную АКБ, похожую на шар, приносят нам в магазин, – при всем нашем желании помочь тут невозможно, тем более что данная ситуация не является гарантийной.

– Как правильно подобрать замену пришедшей в негодность АКБ? На какие параметры нужно обратить внимание?
– Правильнее всего будет найти информацию об аккумуляторе в инструкции по эксплуатации автомобиля. Если же такой возможности нет, необходимо осмотреть старую батарею. Измерьте ее габариты, обратите внимание на полярность и такие параметры, как емкость (измеряется в ампер/часах (А/ч или A/h) и пусковой ток (измеряется в амперах (А).

— Зачастую бывает сложно определить причину поломки машины. Автолюбитель может винить аккумулятор  а на самом деле неисправен, скажем, генератор. Как поступить в этом случае? 

– Лучше всего обратиться к специалистам. При возникновении подобных сомнений, а также вопросов выбора или обслуживания АКБ, приобретения зарядных устройств вы всегда можете рассчитывать на помощь и бесплатную консультацию сотрудников компании «Тандем СК». Что касается замены отработанного аккумулятора, отслужившую свой век батарею ни в коем случае нельзя выбрасывать на помойку, равно как и сливать из нее электролит, так как содержащиеся в нем компоненты нанесут огромный вред окружающей среде. А поскольку наша компания неравнодушна к вопросам экологии, клиентам, сдающим нам на утилизацию АКБ, предоставляется денежное вознаграждение либо скидка на приобретение новой батареи. В наших магазинах представлены аккумуляторы очень широкого спектра действия и назначения для легковых автомобилей, грузовой техники, спец- и мототехники (снегоходы, мотоциклы, квадрациклы). Также у на есть аккумуляторы для аварийных источников бесперебойного питания. Мы поможем подобрать АКБ как для детской электромашинки, так и для судовой установки.

№23/декабрь/2011 За рулем – Регион